Дети должны знать названия двух-трех растений,
называть их части: цветок, лист. Знать основные растительные группы: дерево,
трава. Уметь рассказывать о растениях, отмечая характерные признаки цветков
(один или несколько, их цвет, запах), листьев (большие или маленькие, широкие
или узкие, их окраску). Находить одинаковые растения. Знать, что за растениями
надо ухаживать - поливать, протирать листья.
- Понаблюдайте с ребенком за комнатными растениями у
Вас дома. Обратите внимание на листья, стебли, цветы. Задайте вопросы: «Какого
цвета листья, цветы? Какие они? (большие, маленькие). Сколько их?
- Расскажите о том, что растения живые, за ними
нужно ухаживать (поливать, протирать листья.) Им нужно много света. В этих
условиях они хорошо себя чувствуют, не болеют (у них не сохнут и не вянут
листья). На них приятно смотреть, ими можно любоваться.
В три года дошкольник сам способен совершать
элементарные действия по уходу за растениями. Вы кисточкой снимаете пыль с
пушистых листочков узумбарской фиалки, а ваш маленький помощник протирает
влажной тряпочкой плотный лист сансевьеры. А теперь можно приступить к
главному: отмерили нужное количество воды и руками ребёнка поливаете растение
по краю горшка. Не забудьте при этом проговаривать то, что делаете вы и ваш
ребёнок: «А теперь давай напоим растение водичкой, такой, какую оно любит.
Возьми леечку в правую ручку, а левой помогай. Вот так, молодец!»
В четыре года дети могут самостоятельно, но
под вашим присмотром, полить и прорыхлить несколько растений (чтобы лучше
дышали корни).
В пять-шесть лет они вполне способны
определить, требуется ли растению полив, рыхление, удаление пыли и провести
необходимый уход.
Общаясь со взрослыми, ребёнок узнает:
что растениям нужна не только вода (одним больше, другим меньше), но и воздух,
а также подкормка; что листья должны быть чистыми, чтобы легче было поглощать
свет, и т.д.
Дошкольнику рекомендуется сообщать
биологическое название растения и подкреплять его народным. Даже 3 - 4-летний
ребёнок способен понять, почему бальзамин называют «огоньком», а 5 – 6-летним
детям интересно узнать, отчего зиферантус называют «выскочкой»,
а колеус – «крапивкой», а сансевьеру – «щучьим
хвостом».
Очень хорошо, если уход за растениями
стал приятной обязанностью, а не надоедливым делом. Чтобы такого не произошло,
не делайте труд наказанием («что-то ты расшалился, полей лучше растения»), не
отрывайте ребёнка от игры, интересного занятия ради дела, пусть и очень
важного. Работу лучше планировать заранее. И ещё один совет. Чтобы общение с
растениями было ребёнку в радость, учите наблюдать за ними: дайте ему задание
заметить появление нового листа, цветка, увеличение стебля, первых признаков
неблагополучия и др.
Такой же интерес представляет для детей
разведение огорода на окне в зимний период времени. Рекомендуется выращивать
то, что быстро растёт и может дать видимые результаты: лук, петрушка, укроп,
овёс и другие культуры. Польза от этого двойная. Во-первых, то, что вырастил
ребёнок, может быть использовано в пищу; но главное – вести изучение, как
развивается растение, какие условия необходимы для его роста и развития, как
его состояние зависит от ухода..
Комментариев нет:
Отправить комментарий